МБДОУ №9 "Березка"
официальный сайт
  • image01
    Детский сад
  • image02
    Музыкальный зал
  • image03
    Тренажёрный зал
  • image04
    Бассейн
Вход на сайт
 
Сведения об образовательной организации


Инновации
 

Голосуй!
Проголосуй за наш сайт
 



...
ПочемуЧка - детский развивающий портал Сообщество педагогов Я - Учитель
 


Поиск
 

Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Главная » Советы музыкального руководителя

 

Крылова Ольга Игоревна 

 


Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын ученого, повзрослев, станет ученым? А сын писателя - писателем?

Можно нередко услышать «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет слуха», достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности не так, а несколько иначе.

Жизнь гораздо интересней, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится врачом, а писателя - скрипачом, и объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Это определяет в будущем способности и характер человека. И если сын музыканта определяет ту же профессию, что и отец, то причина в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается, что если для музыкального развития ребенка с самого детства созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать, как рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.


 

ВОСПИТАНИЕ ДУШИ
 
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкой лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Она влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыка повышает работоспособность и умственную активность. Кроме того, музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности, агрессии). Поэтому важно, чтобы музыка, которую слушает ребенок, вызывала только те эмоции, которые благотворно воздействуют на нервную систему.
 
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, побуждает к разрушительным действиям. Такая музыка противопоказана гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, так как усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
 
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние слушателя, а также развить концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Музыка должна быть спокойной, тихой, мелодичной и мягкой.
 
 
ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ
 
Баю-баю-баю-бай,
 
Спи, Сашуля (любое имя), засыпай.
 
Крепко глазки закрывай
 
И скорее засыпай…
 
 
Сколько ласковых слов находит мать, укачивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!
 
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, затихает, засыпает. Эта первая в его жизни музыка воспринимается с магической силой, так как исходит от самого родного и близкого человека – матери.
 
Ритм колыбельной песни, соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души малыша. Через колыбельную формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание.
 
В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он сам будет этот мир осваивать.
 
Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире.
 
Люли-люли, ай люли!
 
Прилетели две гули!
 
Стали колыбель качать,
 
Сашу (любое имя) убаюкивать!
 
Это очень важно для полноценного психического развития ребенка, а именно для утверждения своего «Я». Его место – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной.
 
Колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира, которая определяется границей между внешним миром и внутренним. Эта граница обозначена словом край.
 
Баю-баюшки-баю!
 
Не ложися на краю.
 
Придет серенький волчок
 
И ухватит за бочок.
 
Детям постарше, которые уже имеют самостоятельный опыт собственных падений и переступания через «край», и которые уже познали родительские запреты, можно петь колыбельные сказочного содержания. В них - граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы войти в мир взрослой жизни. Многие колыбельные песни разворачивают перед ребенком простейшую схему мира, знакомят с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.
 
Самое главное в колыбельной песне – сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. Это глубинное чувство защищенности, базовое доверие к жизни есть жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам.
 
Привычка постоянного общения с матерью очень важна! Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. К нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры.
 
Все, о чем говорится или поется перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.
 
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ.
 
1.  Песня Медведицы из м/ф «Умка» (Ложкой снег мешая, ночь идет большая…).
 
2.   За печкою поет сверчок,
 
Угомонись, не плачь, сынок.
 
Там за окном морозная,
 
Темная ночка, звездная. – 2 раза
 
Ну, отдохни хоть капельку.
 
Дам золотую сабельку.
 
Только усни скорей, сынок,
 
Неугомонный мой сверчок. – 2 раза
 
Ты спи, а я спою тебе,
 
Как хорошо там на небе,
 
Как нас с тобою серый кот
 
В санках на небо увезет. – 2 раза
 
Но если нету хлебушка,
 
Глянь-ка на сине небушко -
 
Видишь, на небе звездочки,
 
Месяц плывет на лодочке. – 2 раза
 
3.     Спать пора уснул бычок,
 
       Лег в коробку на бочок,
 
       Сонный мишка лег в кровать,
 
       Только слон не хочет спать.
 
       Головой кивает слон,
 
       Он слонихе шлет поклон.
 
4.     Динь-дон. Динь-дон.
 
        В переулке ходит слон.
 
        Старый серый сонный слон.
 
        Динь-дон. Динь-дон.
 
        Стало в комнате темно:
 
        Заслоняет слон окно,
 
        Или это снится сон?
 
        Динь-дон. Динь-дон.