МБДОУ №9 "Березка"
официальный сайт
  • image01
    Детский сад
  • image02
    Музыкальный зал
  • image03
    Тренажёрный зал
  • image04
    Бассейн
Вход на сайт



ОЛИМПИАДА


Вундеркиндик

Голосуй!
Проголосуй за наш сайт



...
ПочемуЧка - детский развивающий портал Сообщество педагогов Я - Учитель


Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Консультации учителя-дефектолога

Дети, которых не понимают взрослые. (от 14.02.2017)

Мать холодно и равнодушно шлепает ребенка по попе. Отец жестоко и оскорбительно обращается с ним. Исследования показали, что при таком подходе — когда дети лишены родительской ласки, любви и уважения — из них вырастают люди с агрессивно-пассивным характером.

Безусловно, совсем без наказания ребенка воспитывать, невозможно. Но нужно правильно к этому подойти. Очень важным является именно эмоциональный аспект наказания, который более эффективен, когда между родителем и ребенком существуют теплые, доверительные отношения. Привязанность к детям и про­явление к ним любви не противоречат желанию их дисциплинировать, а, наоборот, усиливают дисциплинарные методы. Если ребенка наказы­вают без срывов и злобы, а с любовью, это вполне укладывается в рам­ки приемлемого воспитания.

Другие, более гибкие родители делают иначе.

Их наказание заключается лишь в том, что, если ребенок провинился, они неодобрительно раз­говаривают с ним (на самом деле очень любимым) или сдержанно проявляют к нему свои чувства. А дети всегда стремятся к одобрению родителей и стараются, чтобы мнение взрослых о них было положительным. Поэто­му они очень переживают, когда их стыдят и делают им замечания, чув­ствуя, что часть любви старших потеряна.

Этот метод, действительно, не так уж плох. Но он может быть использован только в тех семьях, где между родителями и детьми достаточно теплые отношения.

Ученые утверждают, что чем меньше времени прошло между поступком и наказанием за него, тем более эффективно наказание, то есть суще­ствует большая вероятность, что нежелательные действия не повторятся. Родители должны твердо уяснить, что если они все же собрались наказывать ребенка, то делать это нужно сразу же после того, как поступок совершен. При этом наказание должно вызывать некоторую боязнь ребен­ка, но ни в коем случае не панический страх. Малыша нельзя ни озлоб­лять, ни терроризировать. А если разъяснить ребенку, за что его наказы­вают, и он это поймет, то наказание будет более эффективным. Кроме того, необходимо объяснить ребенку, что и почему делать нельзя. Наказывая ребенка, взрослые ни в коем случае не должны терять контроль над собой. Это приведет только к отрицательному результату. У малыша от такой «тяжелой» жизни возникают раздражение и злоба. При этом отрицательные чувства к родителям часто выражаются в том, что дети с изощренной вредностью начинают действовать против всех их желаний и требований. Унижающие детей наказания могут сделать их либо бесчувственными, беспомощными, либо вызвать в них неадекватные, противоречивые поступки. Даже шлепанье ребенка может быть настолько обидным и оскорбительным, что вызывает у ребенка желание специально повторять те же поступки, за которые его уже наказывали. А что же ему еще делать? Налицо пример своеобразной мести беззащитного существа по отношению к своим сатрапам.

Однако некоторые дети совершенно иначе реагируют на излишне строгих родителей. Они, вероятно, относятся к типу людей с менее устойчивой психикой, обладающих меньшей способностью сопротивляться чужой воле. Такие дети становятся пас­сивными и безразличными, как попавшие в капкан и потерявшие всякую веру в спасение зайцы. У таких детей отмечается снижение развития.

Подкрепление и поощрение как самый лучший способ воспитания.

Есть весьма приятный способ воспитания.

Родители просто не обращают внимания на «противоправные» поступки ребенка, если они, конечно, не выходят за рамки дозволенного. То есть взрослые стараются игнорировать незначительные проступки, в то время как хорошее пове­дение сразу же поощряют, обращая внимание на все случаи удачного сотрудничества со старшими и со сверстниками, на сочувствие к слабым и обиженным, помощь немощным.

Ребенок поощряется словесно — добрым приветливым словом и похвалой: «Ну, ты молодец!» или делом — конкретным действием. Малыш за должное поведение получает то, что ему приятно. Это может быть обыкновенное яблоко, а может быть и поход в любимый детский театр. Поощрение, словом и добрым делом действи­тельно способствует исчезновению агрессивности малыша. С помощью под­крепления хорошего поведения можно избежать побочных эффектов вос­питания не только у двух- трехлетнего ребенка, но и у детей постарше.

Дети — великие имитаторы.

И если вы хотите, чтобы ваш ребенок вел себя хорошо с самого раннего детства,

ведите себя должным обра­зом сами.

Малыш, подражая во всем взрослым, отождествляет себя с вами.

Именно вы являетесь источником имитации для вашего ребенка.

Не забывайте об этом!


Формирование пространственных ориентировок

у детей дошкольного возраста. (от 11.02.2017)

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Освоение предметного и социального пространства играет огромную роль в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, впоследствии у школьников - на развитии навыка чтения и письма.

У детей с задержкой психического развития часто встречаются следующие трудности:

1) сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;

2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека. В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного или альбомного листа. Например: пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом;
3) неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов (эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов) Дети, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»).

4) затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов (трудности при установлении последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении и т. д.);

5) трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.).

После перечисления ошибок мы видим, что формирование пространственно-временных представлений является важной задачей в обучении детей

Ряд упражнений по формированию пространственных представлений.

Упражнение 1.

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2.

Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять игрушку левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3. Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Ребятам предложить подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

Затем детям можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Нарисовать отражение домов.

Дорисовать правое ухо.

Дорисовать левое ухо.

Дорисовать левую бровь и правый глаз.

Соедини стрелками пару перчаток.

Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие. Очень важно совместно с ребенком сделать вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.

Ряд упражнений по формированию ориентировки в окружающем пространстве.

«Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д.

Затем можно поочерёдно выполнять действия: положи игрушку справа или слева от себя; вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.

Игры на развитие пространственных ориентировок.

1. Для уточнений понятий « ЛЕВО-ПРАВО» используем стихи с движением.

Мы в строю шагаем браво. Эта ручка – правая,

Мы науки познаём. Эта ручка – левая,

Знаем лево, знаем право. Я на мячик нажимаю,

И, конечно, же кругом. Я зарядку делаю.

Это правая рука, Будет сильной правая,

Ох наука нелегка! Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые!

2.«Посмотри –назови- запомни» .

Ряд фигур, изображений предметов или игрушек рассмотреть, перечислить несколько раз, запоминая последовательность. Закрыть. Дети должны перечислить. После проверяется правильность выполненного задания.

3. Разрезные картинки . Складывание целого из частей оказывает влияние на развитие пространственного и образного мышления, графо- моторных навыков.

4. «Кто за кем?»

Можно использовать различные картинки, на которых изображен ряд предметов.

Работать по вопросам: -Кто находится с права? Слева? Кто стоит за? Перед?

Можно использовать предметные картинки из сказки «Репка». Сначала выставляются фигурки при пересказе сказки, а после задаются вопросы с использованием пространственных предлогов.

5. «Художники»

Рисование картины по четкой инструкции взрослого. Взрослый использует слова : в центре, справа, слева , над, перед, за, под и т.д. Ребенок рисует.

6. «Где спрятан предмет?»

Инструкция звучит следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Ребёнок отворачивается. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. Взрослый прячет игрушку и приглашает ребенка поискать. Во время поиска взрослый направляет водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.

7. «Следопыт».

В игре участвуют двое : один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне помещения ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!» «Следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.

 

 

Развивающие игры для гиперактивных  детей. (16.10.16)

Активные, шумные, подвижные дети - их часто называют «шустриками» - привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Эти дети отличаются от своих сверстников двигательной расторможенностью, чрезвычайной подвижностью, отвлекаемостью, невнимательностью.

Родители должны знать об особенностях мышления гиперактивных детей, для которых недолго, до 6 - 8 лет, ведущим остается наглядно-действенное мышление (т.е. чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать).

Гиперактивные дети не способны к выполнению заданий с отдаленным результатом, например: посадить семечко и дождаться ростка и т.д. Им трудно удержать «образ цели», поэтому-то семечко они в землю и воткнут и, может быть, польют, но потом точно забудут о своей посадке.

Не видя цели, дети не могут держать в памяти определенную последовательность, поскольку она для них внутренне не определена, отсюда хаотичность действий, отвлечение на другие занятия, неумение работать по образцу. Поэтому взрослым с  детьми надо делать все вместе: обсудить цель, проговорить все действия, ведущие к ней. Важно, чтобы ребенок как можно дольше действовал собственными руками: примерял, ощупывал, сравнивая, и только потом, после этих пробных действий делал вывод, а не просто обсуждал с взрослым задание.

Развивающие игры для гиперактивных детей:

1. Игра «Скучно-скучно так сидеть» (развитие внимания).

Играющие, могут быть дети и взрослые, сидят на маленьких стульях. У противоположной стены тоже стоят стулья, но их на один меньше, чем играющих. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

(Дети быстро перебегают и садятся на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.)

2. Игра «Шапка-невидимка» (развитие внимания).

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, а затем перечислить их.

3. Игра «Замри» (преодоление двигательного автоматизма).

Дети прыгают под музыку, ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется один играющий - победитель.

4. Игра «Вот так позы!» (развитие зрительной памяти).

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

5. Игра «Тень» (развитие наблюдательности).

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два шага сзади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна точно повторять все действия ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит вдаль из- под руки...

6. Игра «Последовательные картинки» (развитие мышления).

Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети раскладывают их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.

7. Игра «Подскажи молча» (тренировка выдержки).

Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется.

 Добившись возможно больших проявлений внимания, самоконтроля, выдержки, в играх с нагрузкой на одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных сочетаниях: внимание + усидчивость; сдержанность + мышление; выдержка + память и т.д.


(07.10.16)Если:

  • ребенок очень быстро утомляется, не может усваивать данный объем работы, у него занижен уровень работоспособности;
  • ребенку трудно принимать и обрабатывать информацию, для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия;
  • ребенок испытывает трудности с общепринятыми формами поведения;
  • сюжетно-ролевые игры ребенку недоступны;
  • ребенку трудно организовать свою деятельность,

родителям рекомендуется обратиться за помощью к учителю -дефектологу. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у ребенка задержка психического развития.

Задержка психического развития  проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные возможности   ребенка  не соответствуют его  возрасту. Причинами возникновения задержки психического развития могут являться  различные хронические заболевания ребенка, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Могут оказать свое негативное влияние токсикозы беременной мамы, травмы, резус- конфликт у родителей ребенка.

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка. За первые 7 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно- логическим мышлением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей образовательной работы с дошкольниками, направленной на всестороннее развитие- физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

Обучение дошкольников с задержкой психического развития в компенсирующей группе, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

Тесная взаимосвязь родителей, педагогов и воспитателей, создание оптимальных условий для развития детей компенсирующей группы, благоприятно скажется на повышении уровня общего развития и готовности детей к школе.